0

Ученье — свет: как дети осваивают новые навыки

Как дети учатся говорить, управлять эмоциями и регулировать поведение

Ученье — свет: как дети осваивают новые навыки

unsplash.com

Ребенку необходимо за короткий срок овладеть множеством навыков, необходимых для самостоятельной жизни: освоить речь, научиться читать, писать и считать, контролировать свои эмоции и действия и перестраивать их в соответствии с обстановкой. Как дети осваивают эти умения, какие трудности у них возникают и как помочь с ними справиться — в материалах ПостНауки.

Младенцы не могут менять поведение в соответствии с тем, что видят

Как устроен внутренний мир младенца, не умеющего говорить: беспорядочен ли он или все же в нем есть основания для разделения вещей по разным признакам? Умеют ли маленькие дети думать? Кажется, что думать — это пользоваться словами или вести внутренний диалог, но многие решения мы принимаем, подчиняясь импульсам, которые трудно сформулировать словами. Знания об окружающем мире имеют разную форму: одни базируются на эмоциях или на суммации и статистической оценке предыдущего опыта, другие представляют собой аксиоматические представления об устройстве окружающего мира, которые предзаданы нашей когнитивной системе. Исследовательница Рене Байаржон показала, что маленькие дети удивляются ситуации нарушения физических законов. В эксперименте она использовала ширму, которая отклонялась на 180 градусов. За ней был спрятан кубик. Дети не удивлялись, когда, отклоняясь, ширма натыкалась на кубик и останавливалась, но удивлялись, когда она продолжала движение, несмотря на препятствие. Дети замечают изменения: четырехмесячные младенцы дольше смотрят на объект, который изменил цвет, чем на тот, который изменил оттенок, даже если с физической точки зрения оба цвета одинаково отличаются от первоначального.

Однако знания не помогают детям действовать в соответствии с ними и адаптироваться к окружающему миру. Если показать ребенку объект, вынутый на его глазах из одной коробочки, и положить его в другую, ребенок все равно будет искать его под первой коробочкой. Скорее всего, дети не умеют перестраивать свои действия в соответствии с тем, что они видят: им нужно этому учиться. В эксперименте Адель Даймонд на ребенка, увидевшего объект в первой коробочке, надели маленький свинцовый нарукавник. Благодаря ему вес руки изменился, и нервная система перестроила программу движения: ребенок начал искать объект в нужной коробочке.

Поведение мамы — якорь для неоформленных эмоций

В самом начале жизни у нас очень простая эмоциональная оценка событий: хорошо — плохо, ожидал или не ожидал. C возрастом нам приходится интерпретировать свое состояние: почему именно мы испытываем отрицательные эмоции. Ребенку сложно понять, с чем связаны его чувства. Инструменты для интерпретации событий детям дают родители. Реагируя на эмоциональные проявления ребенка, мать отзеркаливает их, то есть отображает мимикой и голосом их значение и дает интерпретацию эмоциям: «Наверное, ты плачешь, потому что устал или хочешь есть». Чем больше мать стремится соответствовать контексту, реальным обстоятельствам, типичному поведению ребенка в таких обстоятельствах, тем точнее получается интерпретация. Ребенок запоминает эту информацию и со временем начинает на нее опираться: «Мне плохо, потому что я хочу спать» или «Мне хорошо, потому что я играю в интересную игру». Негативные состояния начинают переживаться и выражаться по-разному, что позволяет точнее решать жизненные задачи. Если сравнить плач новорожденного, четырехмесячного и годовалого младенца, можно заметить, что с возрастом появляется гораздо больше оттенков, интонаций. Это облегчает жизнь родителям: у ребенка появляется все больше форм выражения эмоций для разных ситуаций, и их становится легче распознавать. Мама влияет на то, как ребенок оценивает события: это называется социально-референтной оценкой. Событие, которое должно вызывать у ребенка одну эмоцию, при определенной интерпретации этого события мамой вызывает совершенно другие чувства. В экспериментах Элеанор Гибсон использовался прозрачный стеклянный стол, на котором с помощью свисающей вниз ткани был обозначен «обрыв»: сначала маленький ребенок не решался проползти по нему, но, когда мама, улыбаясь, звала его с противоположной стороны, он двигался к ней.

Эксперимент Элеанор Гибсон. The Visual Cliff's Forgotten Menagerie: Rats, Goats, Babies, And Myth-Making In The History Of Psychology

Эксперимент Элеанор Гибсон. The Visual Cliff’s Forgotten Menagerie: Rats, Goats, Babies, And Myth-Making In The History Of Psychology  // researchgate.net

Дети очень рано осваивают синтаксис

Маленькие дети никогда не начинают произносить целые фразы — лишь в промежутке между 9 и 15 месяцами они начинают выговаривать отдельные слова. В возрасте около 18 месяцев они начинают строить словосочетания из двух слов, похожие на законченные высказывания. Понимать речь ребенок начинает чуть раньше, чем самостоятельно строить фразы, но он очень много знает о структуре предложений. Раньше ученые полагали, что детям, не владеющим никакой информацией о языке, очень трудно научиться осваивать тонкие особенности языка, такие как подъем глагола. По-французски «Жан не говорит по-французски» звучит как «Jean (ne) parle pas français» («ne» часто пропускают). В инфинитиве отрицательная частица «pas» смещается с позиции после глагола на позицию перед глаголом: «pas parler français» («не говорить по-французски»). Оказывается, начиная с самого маленького возраста дети выстраивают слова в нужном порядке. Подобно тому как в нашем мозгу существует зрительная система, существует и система, которая отвечает за владение языком, но развивается она не сразу: некоторые элементы формируются только к семи годам. Поэтому диапазон смыслов, которые может выразить маленький ребенок, ограничен по сравнению с более старшими детьми.

Кризис двух лет связан с перестройкой системы регуляции поведения

Контроль поведения объединяет в себе когнитивные, эмоциональные и волевые аспекты и объединяет все ресурсы человека для обеспечения целенаправленного поведения. В раннем детстве контроль поведения сфокусирован на организации отдельных целенаправленных движений, с возрастом люди становятся способны организовывать сложные моторные движения и планировать все поведение по достижению цели. Когнитивный контроль — это организация когнитивных процессов, связанных с мышлением, познанием, удержанием и распределением внимания, планированием целенаправленных действий. Функция эмоционального контроля регулирует эмоциональные проявления: благодаря ей человек анализирует, что испытывает он и другие люди, и координирует эмоциональные проявления.

Многие родители замечают, что в возрасте двух лет дети становятся очень буйными, неуправляемыми, капризными. Это кризисный момент, когда происходит перестройка системы регуляции: переход от внешней системы регуляции, когда родители больше управляли состоянием и поведением ребенка, к самостоятельному контролю. Хотя этот переход дается непросто и ребенку, и родителям, после него происходит переход на новый уровень. Ребенок способен согласовывать свое состояние, планы и намерения с другими людьми и пользуется речью для регуляции своего поведения и поведения окружающих. Следующий этап перестройки системы контроля начинается в момент, когда ребенок идет в школу, где он осваивает новые социальные роли, требующие от него повышенного самоконтроля и регуляции поведения. К этому моменту ребенок умеет подчиняться правилам и контролировать импульсивное поведение. Например, когда ребенок видит привлекательный предмет и сразу хочет его схватить.

Проблемы с учебой не всегда связаны с ленью

О детях, которые испытывают трудности в освоении письма, счета или чтения, часто думают, что они ленивы или не хотят учиться. Однако у них могут быть особенности развития отдельных психических функций, которые не позволяют им легко осваивать школьные навыки и делают этот процесс очень энергоемким, как если бы им пришлось разгребать сугроб столовой ложкой. Трудности обучения включены в Международную классификацию болезней и определяются как расстройства развития школьных навыков, которые возникают из-за нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции. Есть два типа классификации трудностей обучения. Первый основан на школьных предметах: трудности овладения чтением (дислексия), письмом (дисграфия) и счетом (дискалькулия). Второй связан с анализом механизмов проблем: нейропсихологи выясняют, недоразвитие каких функций ведет к подобным особенностям. У ребенка с недостаточно развитыми функциями программирования и контроля в тетрадках по математике мы увидим повторы при написании цифр и знаков, повторы действий: школьник может переписать задачу, используя цифры из предыдущей; ошибаться в простых примерах и с легкостью решать сложные. В заданиях на письмо ребенок может повторять или пропускать буквы и слоги, писать слова слитно, начинать предложения с маленькой буквы. У детей со слабостью правополушарных функций переработки зрительно-пространственной информации часто бывает плохой почерк, им трудно ориентироваться на листе бумаги, они могут путать похожие буквы. Дети с проблемами переработки слуховой информации часто путают близкие по звучанию согласные: Б и П, Д и Т.

У дислексиков страдает функция, связанная с речью, которая только затрагивает чтение, — умение различать в речи отдельные звуки, которые можно соотнести с буквами. Человеку, умеющему писать на языке с алфавитной письменностью, кажется, что слово «кот» делится на отдельные звуки. Но если мы соберем эти звуки вместе, слова мы не получим. Дислексик слышит и воспринимает слово как один звук. Если попросить его поменять местами первые звуки слов, он не справится с этой задачей или ему будет чрезвычайно сложно это сделать. Дислексия хорошо наследуется. Один из способов реабилитации дислексии — правильное поэтапное обучение чтению, с букварем.

Источник: Портал «ПостНаука»

Ана

Добавить комментарий