0

Мысленный эксперимент: картезианский театр

Сегодня мы рассмотрим, скорее, не мысленный эксперимент, а некоторая критика Дэниэлом Деннетом наивной теории сознания, которая основана на дуализме Рене Декарта. Я веду речь о картезианском театре. Действительно, этот ироничный термин как будто бы говорит о том, что в голове у нас есть некоторый внутренний наблюдатель, с которым мы отождествляем «своё я». Отсюда многочисленные упоминания «Я» при взаимодействии с мозгом, телом и т. д., встречающиеся в текстах даже врачей и учёных. Или вот мультфильм нам показывали, где в головах у людей сидело аж пятеро гомункулусов под разные архетипы характеров.

Но если в голове у человека сидит гомункулус и воспринимает как внешний мир через органы чувств, так и мысли человека, то кто сидит в голове у этого гомункулуса?
Но если в голове у человека сидит гомункулус и воспринимает как внешний мир через органы чувств, так и мысли человека, то кто сидит в голове у этого гомункулуса?

Похоже, что эта наивная теория сознания возникает после непродолжительных и поверхностных размышлений об этом странном феномене интроспекции, который встаёт перед сознанием в те моменты, когда оно, сознание, начинает воспринимать собственные мысли человека, размышлять о них и даже управлять ими. Кто управляет мыслями в голове? Ответить на этот вопрос очень непросто, и ответа у официальной науки нет. Вот поэтому и возникает желание посадить в голову гомункулуса.

На самом деле, конечно же, никого там в голове нет. Ни один из экспериментов, ни одно из наблюдений психологов, психиатров, нейрофизиологов не подтвердили ни наличия «внутреннего наблюдателя», ни «центра сознания» в виде какого-либо специфического органа или хотя бы группы нейронов. Так что феноменальное сознание образуется по какой-то иной причине. Мы продолжаем разбираться в этом вопросе…

Источник: ЯДзен «Другая фаза»

Ана

Добавить комментарий