0

Лучшие лекции о мозге

Вилейанур Рамачандран: «Нейроны, сформировавшие цивилизацию»

Как у человека смогли развиться когнитивные способности и метакогнитивные навыки? Как вообще получилось так, что мы научились подражать, анализировать, стали способны к обучению, а позже и к творчеству? Незаменимый Вилейанур Рамачандран рассказывает о зеркальных нейронах и их роли в эволюции нашего мозга, а, значит, и всей культуры человеческой цивилизации.

«Сегодня я хочу поговорить о мозге человека. Мы проводим исследования на эту тему в Калифорнийском Университете. Представьте себе на минуту такую проблему. Вот – комок плоти весом в полтора килограмма, его можно удержать на ладони. Но этот комок в состоянии почувствовать колоссальность межзвездного пространства, в состоянии придать смысл бесконечности, поставить вопросы о смысле собственного существования, о природе Бога. И это, воистину, самая потрясающая вещь в мире. Это самая большая тайна, которую должен раскрыть человек: как всё это происходит?»

 

Вилейанур Рамачандран: «3 ключа к пониманию вашего мозга»

«Как мы воспринимаем мир? Что такое сознание? Что представляет собой связь «разум-тело»? Как мы можем объяснить загадочные способности, которые делают человека человеком, такие, как, например, искусство, культура, язык, метафора, творчество, самосознание?»

Доктор медицины и философии, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета Вилейанур Рамачандран. Он изучает случаи повреждения мозга и на основе этих клинических отклонений от нормы (например, фантомных болей, синдрома Капрга, синестезии) делает открытия относительно того, как работает здоровый мозг и как его работа влияет на психические способности человека. Как раз на этом фокусирует своё внимание Рамачандран в своём первом выступлении на TED.

Джил Боулт Тейлор: «Удивительный удар прозрения»

Нейробиолог Джил Боулт Тейлор (Jill Bolte Taylor) получила возможность для исследования мозга, о которой вряд ли мечтал хотя бы один специалист: она перенесла обширный инсульт и наблюдала, как функции ее собственного мозга — движения, речь, самосознание — отказывали одна за другой. Поразительная история наблюдения ученым мистических переживаний, очень точно соответствующих тому, что можно найти во многих эзотерических книгах.

«Так кто же мы? Мы — движущая сила жизни во вселенной, обладающая ловкостью рук и двумя сознаниями, способными познавать. И ежесекундно мы можем выбирать, кем мы хотим быть в этом мире и как поступать. Прямо здесь, прямо сейчас, я могу шагнуть в сознание моего правого полушария, где мы существуем. Я — движущая сила жизни во вселенной. Я — движущая сила жизни 50 триллионов прекрасных гениально созданных молекул, из которых я состою, в согласии со всем, что меня окружает. Или я могу подключиться к сознанию моего левого полушария, где я стану самостоятельным индивидуумом, целостной сущностью. Отдельной от потока, отдельной от вас. Я — доктор Джил Боулт Тейлор: интеллектуал, нейроанатом. Внутри меня существуют эти ипостаси. Что бы вы выбрали? Что вы выбираете?»

Оливер Сакс: «Что галлюцинации говорят о мышлении»

(субтитры)

Невролог и писатель Оливер Сакс обращает наше внимание на синдром Шарля Бонне, при котором у пациентов с расстройством зрения случаются галлюцинации. Он в ярких деталях описывает опыт своих пациентов и рассказывает о биологии этого малоизвестного явления.

«…Считается, что если вы видите или слышите что-то не то, то вы сходите с ума. Но психотические галлюцинации представляют собой нечто совершенное иное. Психотические галлюцинации, голосовые или зрительные, обращены к вам. Они обвиняют вас. Они соблазняют вас. Они унижают вас. Они смеются над вами. Вы взаимодействуете с ними. Они не имеют ничего общего с галлюцинациями Шарля Боннэ. Есть фильм. Вы смотрите фильм, который к вам не имеет никакого отношения. И не имеет отношения к тому, как люди думают».

 

Ребекка Сакс: «Как мозг делает этические суждения»

Все мы умеем отгадывать намерения, убеждения и чувства близких и незнакомцев. Но как нам это удается? Учёный-когнитивист Ребекка Сакс делится со зрителями захватывающими лабораторными исследованиями, раскрывающими механизм работы мозга в момент, когда он думает о мыслях других людей и даёт оценку их действиям.

У нас в мозгу имеется особая система, которая позволяет нам думать о том, что думают окружающие. Эта система требует долгого времени для своего развития в продолжение всего детства и вплоть до раннего юношеского возраста. И даже у взрослых, различия в этом регионе мозга способны прояснить различия в том, как мы думаем и судим об окружающих.

Ана

Добавить комментарий