0

Тренировка мозга. Зачем и как?

Сегодня мы поговорим о такой важной части головного мозга как префронтальная кора. Не будем глубоко уходить в медицинские термины, скажем проще – это часть мозга, расположенная за лобной долей, отвечающая за ряд важнейших процессов:

1.     Оценка ситуации по заложенным моделям

2.     Контроль импульсивного поведения

3.     Критический тип мышления

4.     Планирование и анализ будущего

5.     Работа над ошибками

6.     Осмысление эмоциональных проявлений

7.     Эмпатия

Остановимся на пункте 6: здесь речь идет о том, что префронтальная кора выполняет функцию передатчика и переработки эмоций, которые формируются в лимбической системе. К примеру, у нас есть эмоциональный импульс, и в зависимости от того, на сколько развита функция префронтальной коры, мы выдаем контроль за его проявлением, осуществляем осмысление, проводим работу над ошибками.

Безусловно, все участки мозга тесно взаимосвязаны между собой. Но мозг нужно тренировать, чтобы его эластичность была на высоком уровне, и с возрастом не давала такие синдромы, как:

— рассеяность;

— снижение концентрации внимания или гиперактивность;

— прокастинация;

— расстройство кратковременной памяти;

— отсутствие критического мышления (принятие на веру того, что говорят).

Обратите внимание, что в нашем социуме описанные выше особенности присуще существенному проценту людей пожилого возраста. Зарисовка: бабуля пошла в магазин, но забыла, что хотела купить. При этом не помнит, что рассказывала подруге, хотя быстро уверовала в чудодейственные средства новых препаратов. Знакомо? А вот профессора институтов не теряют данной пластичности даже в возрасте после восьмидесяти лет.

Почему это происходит? Как и было сказано выше, мозг – это орган, требующий тренировки. Если человек большую часть времени подвержен нахождению в эмоциях, то у него задействована, прежде всего, лимбическая система. Она готова «поднимать самые тяжелые веса» — эмоционально реагировать на малейшие изменения в окружающем мире. При этом отсутствие работы над осознанием своих эмоций, работа над анализом произошедшего, попытка выйти из эмоций в область рационального мышления, оставляет префронатльную кору в бездействии.

При этом, что делает мозг? «Данная моя часть слаба, поэтому я буду её беречь и не нагружать». А это значит, что резерв для короткой памяти уменьшается! Он просто не загружает себя ничем лишним. И мы начинаем стареть в молодости! Как один из сценариев: сложно запомнить события, которые были недавно, анализировать, принимать решения. При этом все резервы мозга направлены лишь на то, чтобы обрабатывать бесконтрольные импульсы со стороны лимбической системы.

Важный факт: нейронные связи, отвечающие за формирование знаний, навыков и в принципе мыслительного процесса, перестают так активно формироваться уже после 40 лет. А это значит, что «накачать» мозг нужно до того времени, пока у него есть на это физиологическая способность.

Что делать, чтобы не допустить разрушения важнейшего органа нашего тела?

1.     Писать от руки тексты. К сожалению, в эпоху компьютерных технологий, навык написания уходит на второй план. А писать крайне важно! Включается множество факторов, активизирующие различные участки мозга. Мы осознаем, буквально, тактильно каждое написанное слово (за дополнительной информацией обратитесь к статье «методики тестирования»).

2.     Писать то, что чувствуешь и переживаешь. Идеальная форма для этого – дневник. Нужно записывать свои мысли и переживания, прожитые за день. Также вести дневник наблюдения – кого я видел, кто что делал, во что был одет и т.д. Чем больше деталей вы будете вспоминать, тем сильнее будет идти развитие.

3.     Читать вслух. Сейчас мы читаем вслух либо только, когда изучаем язык, или если есть дети, которым читаем книжку перед сном. В остальных случаях, мы наедине со своими мыслями. Навык чтения вслух активизирует еще и слуховое восприятие информации. Высший пилотаж – читать вслух то, что было написано в дневнике.

Интересный факт, большая часть людей, которые ведут свой дневник, не перечитают его, в основном стыдясь собственных переживаний.

4.     Пересказывать прочитанное. Попробуйте прочитать статью в качественном журнале и пересказать её, используя диктофон. Посмотрите, сколько времени у вас уйдет на это, и на сколько корректно вы перескажете суть прочитанного.

5.     Изучать иностранные языки. Данный навык активизирует создание новых нейронных связей сильнее, чем любые другие средства. Также этому способствует заучивание стихов, устный сложный счет, обретение абсолютно новых знаний и навыков, которые ранее никогда не использовались.

6.     Тренировать навык контроля и обработки сигналов, подающих лимбической системой. Эмоции, безусловно, важны, мы много внимания уделили этой теме. Их нельзя глушить, ведь это тоже не дает возможности развивать гибкость префронтальной части мозга. Но и делать эмоции «доминирующей частью» мозга тоже нельзя. Теряются «житейские» навыки – осознание, переработка эмоций, работа над ошибками, короткая память. Уровень интеллектуального развития заметно снижается, выводя вперед эмоциональное восприятие жизни в низко дифференцируемом мире (есть черное и белое, и я действую лишь по велению эмоций, не разума).

Мы уделяем важное внимание физиологической стороне вопроса, т.к. всё, что с нами происходит, это не воздушные эфиры или волшебные эликсиры, это вполне себе закономерные процессы, которые вытекают один из другого.

Тренируйте свой мозг, и уровень вашей жизни станет заметно выше!

Источник: Телеграм Канал @ideaof3

Ана

Добавить комментарий