0

Эффект Лачинса

Эффект Лачинса (иногда его ещё называют Einstellung-эффектом или барьером прошлого опыта) — ситуация, когда человек для решения какой-либо задачи использует ранее известный способ вместо того, чтобы придумать новый, более оптимальный сценарий.

Раз составив мнение о каком-либо предмете, люди склонны в дальнейшем полагаться на уже сложившиеся убеждения и допущения, вместо того чтобы попробовать подойти к новому вопросу с иной оптикой. Даже если вопрос явно многозначен, ради сохранения энергии и душевного равновесия скорее будет предпочтено интерпретировать его более односторонне (а значит, заведомо ошибочно), в соответствии со своими устоявшимися взглядами.

Стремление полагаться на прошлый опыт и думать, что первая пришедшая в голову идея — лучшая, также известно под названием «эффект установки» (design fixation).

Эффект установки впервые был изучен в 1942 году выдающимся американским гештальт-психологом Абрахамом Лачинсом, чьи научные притязания в этой области неразрывно связаны с так называемыми экспериментами с сосудами.

В первой части эксперимента перед всеми участниками ставилась одинаковая задача: есть три сосуда с водой — на 21, 127 и 3 литра. Цель — отмерить 100 литров при условии, что сосуды можно заполнять только полностью. Спустя некоторое время люди догадывались, что сначала необходимо доверху наполнить сосуд на 127 литров, затем опустошить часть его содержимого в сосуд на 21 литр, а потом — два раза заполнить сосуд на 3 литра. Таким образом, формула решения задачи приобретает следующий вид: 127-21-2*3=100.

Следующая часть эксперимента состояла из похожей задачи: есть три сосуда — на 15, 39 и 3 литра. Цель — отмерить 18 литров, заполнять сосуды нужно полностью. Самое простое решение этой задачи: взять пустой сосуд на 39 литров и сначала залить в него воду из сосуда на 15 литров, а потом дополнить его жидкостью из 3-литрового сосуда. Несмотря на это, люди продолжали следовать найденному прежде пути, то есть сначала они заполнили сосуд на 39 литров, а затем начали его последовательно опустошать. Для сравнения: участники из контрольной группы решили задачу простым способом. Так, собственно, и был открыт эффект установки: как только человек находит способ решения какой-либо задачи, при решении других аналогичных задач ему трудно переключиться на другой, более простой вариант. Человек становится слеп к более достойным альтернативам.

Но подобная слепота может быть и буквальной. Например, в исследовании игры шахматистов, проведённом Меримом Билаличем и Питером Маклеодом, отмечается, что те игроки, которые рассчитывали на скорую победу, чаще всего смотрели на ту часть доски, где были возможны знакомые им игровые комбинации. В итоге большинство других возможностей эти игроки упустили из виду. Эта слепота низвела профессионалов до уровня новичков.

Эффект Лачинса отнюдь не исчерпывается контролируемыми лабораторными экспериментами и сложными логическими играми, такими как шахматы. Он лежит в основе многих когнитивных искажений. В 1960-х гг. английский психолог Питер Уэйсон назвал такой тип искажений «предвзятость подтверждения». В контролируемых экспериментах он показал, что даже если люди намерены объективно проверить правильность теории, они склонны находить подтверждения собственной правоте и не замечать того, что этому противоречит.

При анализе судебных и врачебных ошибок становится очевидным, что скрытый характер предвзятости подтверждения может приводить к нехорошим последствиям в повседневной жизни. В обзоре, посвящённом медицинским ошибкам, врач Джером Групман отмечает, что в большинстве случаев неправильного диагноза «врачи ошибались не из-за своего незнания, но потому, что попадали в когнитивную ловушку». Когда врач получает пациента от другого врача, первоначальный диагноз может помешать увидеть противоречащие ему важные симптомы, на основе которых следовало изменить вердикт. Проще принять уже существующую версию, чем заново переосмысливать ситуацию.

Точно так же рентгенолог при просмотре результатов флюорографии часто фиксируется на первом замеченном отклонении и пропускает другие нарушения, например опухоль, которая может означать наличие рака. Но если это нарушение встречается само по себе, рентгенолог сразу его заметит.

Ещё в медицине сам эффект установки имеет проявление, которое называют «панацеей». Сейчас это слово стало использоваться исключительно в негативном ключе, однако раньше выписывание одинаковых препаратов для лечения нескольких сильно отличающихся по природе болезней было нормой в психиатрии. В середине XX века единственным доступным средством был нейролептик трифлуоперазин — назначали его как пациентам с биполярным расстройством личности, так и для купирования психозов. Впрочем, актуально явление и по сей день: нередко из-за плотного графика, личной незаинтересованности или некомпетентности врачи пишут в рецептах одни и те же лекарства для сотен различных случаев.

В других исследованиях показано, что присяжные начинают решать, виновен ли человек, задолго до того, как будут предъявлены все доказательства. В свою очередь, их первые впечатления от подсудимого меняют их отношение к последующим доказательствам и воспоминания о тех доказательствах, которые были увидены ранее.

Аналогично, если при приёме на работу кандидат покажется симпатичным, то его интеллект и личные качества будут восприниматься в более благоприятном ключе, и наоборот. Это тоже проявление эффекта Лачинса. Легче принять решение о ком-то на основе целостного представления о человеке, а не на основе противоречащих друг другу сведений.

Можно ли научиться не поддаваться этому эффекту? Вероятно, да. В экспериментах с шахматистами и в последующих опытах Шеридан и Рейнгольда некоторые особенно хорошие шахматисты уровня гроссмейстера сумели обнаружить короткое решение и при наличии знакомого более длинного. Это значит, что чем опытнее человек в своей области, будь то шахматы, наука или медицина, тем выше у него устойчивость к когнитивным искажениям.

Но полностью никто не застрахован, и гроссмейстеры ошибались, когда ситуацию сделали более каверзной. Ещё один способ противодействия эффекту Лачинса — всё время помнить о своей уязвимости для такого рода ошибок. При рассмотрении данных, например, об относительной роли природных и антропогенных факторов в формировании парникового эффекта помните, что если вам кажется, что вы уже знаете правильный ответ, то вы не сможете объективно оценивать информацию. Вы будете обращать внимание на те доказательства, которые поддерживают вашу точку зрения, сочтёте их более значимыми и лучше запомните, чем те, которые противоречат вашим представлениям.

Если мы хотим улучшить качество наших идей, нам надо учиться признавать свои ошибки. Чарльз Дарвин предложил для этого удивительно простой и эффективный метод: «…в течение многих лет я следовал золотому правилу: каждый раз, когда мне попадаются в печати новые наблюдения или мысли, идущие вразрез с моими общими выводами, неизменно и немедленно делать из них извлечение, так как я убедился на опыте, что они гораздо легче забываются, чем факты и мысли благоприятные».

Ещё несколько советов:

  1. Организуйте возможности для генерации свежих идей 
    Чтобы прийти к какой-либо отличной идее, вовсе не обязательно быть магом. На самом деле достаточно предпринять попытку объединить несколько потенциально хороших идей в одну: такой подход называется комбинаторной креативностью. Мария Попова, автор популярного сайта Brain Pickings, описывает это так: «Проживая каждый день в этом мире, мы собираем и накапливаем огромный объём информации — знания, воспоминания, искры вдохновения, какие-то идеи — затем мы комбинируем их друг с другом, перестраиваем, часто неосознанно, и всегда получаем что-то новое».
  2. Не работайте в одиночку 
    Дэниэл Фрингс, учёный из лондонского университета Саут-Бэнк, провёл исследование влияние усталости (утомлённости) на силу эффекта установки, и результаты эксперимента позволили ему сделать вывод, что люди, которые работают в команде, менее подвержены действию этого эффекта. И хотя обеим группам: и командам, и группе специалистов, работающих по отдельности, — удалось решить одинаковое количество задач, качество решения у первых было существенно выше.
    При этом коллективы, имеющие в своём составе людей с разной квалификацией, опытом и даже культурой, обладают гораздо большим потенциалом к генерации новых и неординарных идей. Когда люди работают в группе, они как бы находятся в постоянном контексте соперничества друг с другом, и именно этот фактор позволяет им достигать впечатляющих результатов.
  3. Пересмотрите итоги предыдущих работ и принятых ранее решений 
    Наличие экспертной оценки — ещё один эффективный способ уберечься от следования по уже известному сценарию. В агентстве Phelps все рабочие коллективы обязаны предоставлять свои работы для рецензирования. Каждую неделю во время ланча команда отчитывается перед всей компанией: сначала они оговаривают цель проекта, затем называют целевую аудиторию и представляют черновой вариант самой маркетинговой программы. Подобные мероприятия сродни мозговому штурму, помноженному на скептицизм его участников. Люди задают вопросы, которыми, возможно, ранее никто из сотрудников не занимался. Кроме того, необходимость защиты собственного проекта стимулирует процесс рефлексии, что, несомненно, приводит к более лучшему пониманию самого проекта и стоящей перед ним проблемы.
  4. Разбейте проблему на несколько частей
    Один из эффективных приёмов решения непростых задач — использование так называемой морфологической таблицы. Суть её заключается в том, что вы сначала дробите проблему на ряд составных частей, а затем для каждой части фиксируете максимальное число её проявлений.
    Этот метод представляет процесс решения проблемы в виде системы, но также служит для поиска новых идей и для творческого решения проблем.
  5. Тестируйте свои идеи 
    Ещё один способ, который предлагает доктор Крилли для уменьшения влияния эффекта установки, — создание прототипа или тестирования идеи.

Один из участников исследования высказался так:
«Как правило, в процессе мозгового штурма люди предлагают все идеи, которые придут им в голову. Можно предположить, что все эти идеи будут искажены чем-то увиденным ранее или чем-либо ещё, но как только вы начнете создавать из этих идей что-то реальное, вы поймёте, что на самом деле имеет цену, а что есть бред».

Источник — VK Теория Дедукции
Также советуем к прочтению разделы о ТРИЗ и креативности в Группе «Теория Дедукции»

Ана

Добавить комментарий