0

Выездная школа как интеллектуальное путешествие

Основатели выездных школ по точным наукам Пуанкаре-центра — о том, как учить школьников системному мышлению.

Пуанкаре-центр появился в российском образовательном пространстве в прошлом году. Проект, названный именем французского математика, который говорил, что «наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней», занимается организацией выездных школ, на которых математика перетекает в физику и сочетается с компьютерными науками. Пока организаторы успели провести всего один выезд, который состоялся на январских каникулах под Смоленском; следующая школа пройдёт в Санкт-Петербурге уже в конце марта.

Ильдар Хисамбеев Выпускник мехмата МГУ, преподаватель программирования ФИВТ МФТИ, участник проекта Mathschool.ru

Один из основателей центра Ильдар Хисамбеев закончил мехмат МГУ, затем работал над научными проектами, но после участия в нескольких выездных школах понял, что хочет заниматься именно этим. Пуанкаре-центр во многом появился благодаря знакомству с опытом дружественных проектов, где учебная программа действует в сочетании с мощным эффектом среды (среди них, к примеру, Красноярская летняя школа и Зимняя пущинская школа). Но у него есть и свои особенности.

Ильдар рассказал нам о том, как превратить школьные каникулы в интеллектуальное путешествие, чем Пуанкаре-школа отличается от других школ, и о том, как походы на шашлыки и прогулки по музеям помогают в формировании системного мышления.

Основной формат работы у нас — это выездные школы. Спрос на такие проекты сейчас больше, чем предложение, поэтому даже если ты делаешь что-то такое, что уже существует, это всё равно хорошо. Но у нашей школы есть и важные особенности. Во-первых, учебная программа. Это не система отдельных курсов, каждый из которых непосредственно привязан к преподавателю. Мы режиссируем всю программу, выбираем сюжет — одну или несколько тем, связанных между собой.

Здесь математика пересекается с физикой, и к этому же материалу применяются компьютерные науки. Получается, что разные люди здесь занимаются одним и тем же. Школа должна сформировать у ребёнка определённые мыслительные навыки, а не дать ему разрозненные знания по отдельным предметам. Поэтому мы выдумываем сюжеты, которые показывают связь между разными областями знания.

Во-вторых, у нас нет деления на преподавателей и, условно, администраторов. Преподаватели остаются со школьниками и за пределами классных занятий — это не делают вместо них воспитатели или какой-то отдельный персонал. Для создания среды общения очень важно, чтобы это были одни и те же люди.

Сначала этот парень поговорил с тобой о квантовой физике, а потом он же с тобой пошёл в лес на шашлыки.

В-третьих, каждый выезд — это путешествие во что-то новое. И содержательно, поэтому мы на каждый раз готовим новую программу, и географически, потому что площадку мы тоже выбираем каждый раз новую. Давно подмечено, что если ты занимаешься привычным делом в непривычном месте — где люди говорят на другом языке, или хотя бы где растут немножко другие деревья, — то ты развиваешься быстрее. Этот эффект новизны очень хорошо работает со школьниками.

Занятия у нас проходят в разных форматах. Но мы стараемся сделать так, чтобы на уроке или семинаре ребёнок усвоил какую-то теорию, а на практике поставил эксперимент, который показывает, как эта теория работает. К примеру, он может узнать, какую геометрическую форму должен принять мост из спичек, чтобы не обрушиться при максимальной длине. Можно ещё провести квест или турнир по пройденной теме.

Не менее важная составляющая — развлекательно-познавательная. Это экскурсии и маршруты, квесты с физико-математической подоплёкой, необычные музеи, в которых можно найти привязку к теме, которую мы проходим. Например, почему бы в артиллерийском музее не поговорить о кривых второго порядка, на которых построена вся артиллерия XIX века?

Помимо уроков у нас есть традиционное общение за вечерним чаем, игры в шляпу и в футбол-волейбол, настольные игры. Это скорее расслабленный формат, мы не стараемся загнать школьников в жёсткие рамки.

Евгений Ширяев, руководитель лаборатории математики Политехнического музея, недавно рассказывал, что больше всего знаний по матану он получил, когда в каком-то летнем лагере копал траншею бок о бок с преподавателем. Ты час занимаешься тупой работой, потом 15 минут идёт перекур: преподаватель тебе расскажет что-нибудь из матана и даст какую-то задачу. Ты копаешь, думаешь над этой задачей. Вы общаетесь ещё 15 минут, ты копаешь дальше. По его словам, в таком формате получаются самые крепкие знания.

О цели образования и научном мышлении

Основная цель школы — зажечь ребёнка интересом к науке. Образование сейчас превратилось в «вещь в себе». Стоит хотя бы посмотреть на то, как устроена подготовка к экзаменам для старшеклассников. Мы объединены тем, что очень скептически смотрим на то, во что превращается школьное образование, где люди тратят значительную часть жизни, натаскивая на решение довольно искусственных задач.

Мышление человека науки отличается тем, что ты даже на вполне бытовые вещи немного иначе. Важно не то, каким багажом знаний ты обладаешь, а твой мыслительный стиль: как ты думаешь, какую картину мира ты для себя сложишь, насколько ты владеешь логикой — не столько как формальным предметом, сколько как способом рассуждения, насколько ты умеешь отличать правильное от неправильного.

Некоторые утверждают, что вся математика про это — про умение отделять правильное от неправильного, в частности, доказанное от ещё не доказанного.

Но мы и против элитарности, когда образование превращается в замкнутый мир со своими локальными мемами, где все друг друга знают. Такой мир, к примеру, сложился вокруг Всероссийской олимпиады по математике. Мне больше нравится думать о максимально широком охвате. Ведь дело не в знаниях, а в мотивации. Если у ребёнка на старте есть заинтересованность в предмете, то мы берёмся её разжечь.

Конечно, часто бывает, что родители просто реализуют посредством ребёнка собственные амбиции. Таких детей мы тоже навидались. И часто это грустно. Во всей этой идее с проектной деятельностью, играми в научные конференции на школьном уровне можно очень легко перегнуть и начать потакать родительским желаниям. Мы пытаемся это сглаживать, поэтому в нашей школе нет какой-то дикой борьбы за рейтинги. Здесь дети вместе с учителями работают над познавательной проблемой. Здесь вы против сложной, большой задачи, а не против друг друга.

И хорошо, если этот интерес к науке можно будет разогревать между школами. Поэтому мы ищем и другие форматы. Сейчас это регулярные встречи с научно-популярными лекциями, которые мы называем «матемниками». Ещё мы предлагаем школьникам после конца каникул провести занятие для других школьников — рассказать о том, что они сами услышали и проработали.

В учебной программе Пуанкаре-школы для 6-7 классов есть, к примеру, такие вопросы: как дать определение определению? что такое логическое высказывание и чем оно отличается от логичного? как строить умозаключения? Всё это сочетается с основами программирования на Python и компьютерной логикой. А в 8-9 классах дело доходит до геометрической оптики и топологии узлов.

Формат школы пока ещё до конца не установился, поэтому работа идёт скорее на уровне искусства, чем на уровне алгоритма. Возможно, это и к лучшему — так же как логика и математический анализ вызывают больше интереса не сами по себе, а в сочетании с шашлыками, прогулками по музеям и перемещением не только в интеллектуальном, но и в географическом пространстве.

Источник — newtonew.com

Ана

Добавить комментарий