А давайте-ка узнаем, что же такое этот пресловутый «Искусственный Интеллект», как термин появился, что под ним подразумевается и когда начались исследования в этом направлении.
Из-за довольно нечёткого понимания, что такое «интеллект» вообще, часто считается, что «Искусственный Интеллект» — это нечто, что было создано человеком, а потом вышло из-под контроля и восстало против своего создателя. Особенно масла в этот миф подливают массовая культура и средства массовой информации. Одни только фильмы «Терминатор» и «Матрица» упоминаются чуть ли не в девяноста процентах случаев при рассмотрении темы Искусственного Интеллекта в СМИ.
Но термин «Искусственный Интеллект» был введён известным специалистом в области информатики Джоном МакКарти на Дартмутском семинаре 1956 года. Это была конференция по Искусственному Интеллекту, которая собрала ведущих специалистов того времени по вопросами моделирования функций человеческого разума и естественного интеллекта.
Дартмутский колледж
Вот такие были романтичные настроения. Естественно, у них ничего не получилось, хотя заявка на эти работы была одобрена. Но именно в этой фразе впервые прозвучал английский термин «Artificial Intelligence», который потом был, честно говоря, некорректно переведён на русский язык как «Искусственный Интеллект». Хотя слово «intelligence» — это, скорее, «умственные способности», «умение рассуждать разумно», и это слово в английском языке, как минимум, в те времена не несло такой человекоподобной коннотации, как в русском языке. Сегодня уже, конечно, несёт.
Ну так вот. С тех времён и пошло-поехало. После этого приснопамятного Дартмутского семинара Джон МакКарти и его товарищ Марвин Мински основывают в 1959 году в Массачусетском технологическом институте новую лабораторию — Лабораторию информатики и искусственного интеллекта. Это была первая организация, в которой именно официально проводились исследования Искусственного Интеллекта.
Запомните эти имена — Джон МакКарти и Марвин Мински. Эти двое мастодонтов сделали для развития Искусственного Интеллекта больше, чем, наверное, все остальные учёные вместе взятые. Теперь вам постоянно будут встречаться их имена во всех местах, которые так или иначе связаны с темой Искусственного Интеллекта. И мы в этом курсе ещё не раз с ними встретимся.
Массачусетский технологический институт
Теперь давайте кратко пробежимся по истории и тому, что случилось после официального запуска нового направления исследований. Чуть ранее была разработана первая модель искусственного нейрона, потом был создан универсальный решатель задач, и теперь при совмещении этих двух направлений возник первый хайп на тему Искусственного Интеллекта. Исследователям казалось, что ещё чуть-чуть, и искусственное разумное существо будет выращено, но не тут-то было!
Подвели доступные в те далёкие времена вычислительные мощности. Архитектуры искусственных нейронных сетей уже тогда были довольно интересные, но их невозможно было полноценно воплотить, чтобы проводить эксперименты. Например, персептрон Фрэнка Розенблатта, о котором мы ещё поговорим подробно, решал многие задачи, но его реализация упиралась в недостаточную элементную базу.
Перцептрон Ф. Розенблатта
Марвин Мински написал целую книгу про персептроны, в которой выразил сомнения в том, что нам когда-нибудь вообще удастся смоделировать человеческий мозг при помощи искусственных нейронных сетей. Ведь, к примеру, если взять самое простое существо на Земле, у которого есть нервная система — это небольшой червячок, то окажется, что у него чуть более 300 нейронов, которые связаны друг с другом десятками тысяч связей. Полный коннектом этой нервной системы был построен буквально несколько лет назад.
А у человека в головном мозге сто миллиардов нейронов с триллиардами связей между друг другом! И это самый сложный объект в известной нам Вселенной. Весь Интернет со всеми компьютерами мира не может сравниться по сложности только с одним человеческим мозгом. О моделировании этой сложности на компьютере, даже на всех суперкомпьютерах мира, если бы они были объединены в единый вычислительный кластер, речи быть не может.
Коннектом C. elegans
После понимания этого наступила первая «зима» Искусственного Интеллекта. Финансирование исследований и прикладных работ было довольно резко свёрнуто, отрасль погрузилась во тьму. Лишь отдельные энтузиасты продолжали работу. И вот в 1980-ых годах начинается ренессанс. Он был связан с экспертными системами, то есть такими информационными системами, которые основаны на знаниях экспертов и позволяют получить заключение по представленным входным данным в рамках своей проблемной области.
Хотя первая из них, экспертная система DENDRAL была разработана аж в 1965 году и применялась для идентификации органических соединений, именно в 80-ых годах прошлого века экспертные системы получили массовое распространение и гигантские объёмы финансирования. Начался второй хайп Искусственного Интеллекта, строились грандиозные и амбициозные планы.
Экспертная система DENDRAL
Но постепенно и он сошёл на нет, так как символьный подход, лежащий в основе экспертных систем, тоже не оправдал ожиданий разработчиков. Проблемы возникли не только на техническом, но и на организационном уровне — сложно поддерживать актуальность баз знаний экспертных систем, особенно когда эксперты не очень-то хотят делиться своими знаниями.
К 1990-ым годам хайп спал, наступила вторая зима, которая длилась примерно десятилетие. Постепенно все мэтры уходили, отрасль реально начала загибаться. К 2000-му году более или менее серьёзно говорить об Искусственном Интеллекте в некоторых кругах считалось моветоном. Казалось, что всё стухло.
И вот в первом десятилетии XXI века наступает третий хайп немыслимых масштабов. Первые два не сравнятся с тем ажиотажем, который мы наблюдаем сегодня. Про Искусственный Интеллект сегодня говорят практически все. И, на мой взгляд, это связано с двумя аспектами.
Первый — стали доступны огромные вычислительные мощности. Сегодня у каждого из нас в простом смартфоне процессор мощнее, чем гигантские суперкомпьютеры, работавшие во времена наших дедов. И это позволяет создавать те же искусственные нейросети огромных размеров, так что сегодня появились новые архитектуры, немыслимые полвека назад.
Второй — мэтров, стоявших у основ, с нами больше нет. Некому предупредить о чересчур романтичном отношении к исследованиям в области Искусственного Интеллекта, поэтому новое поколение разработчиков иногда даже показывает шапкозакидательские тенденции. Ну что-то типа «Сейчас компьютерами проблему забросаем».
Но факт в том, что сегодня действительно появились огромные возможности как для теоретических исследований, так и для практических разработок и внедрений. Теперь главное — научиться отделять зёрна от плевел. А для этого надо погружаться в огромное количество новых областей знания. Ведь Искусственный Интеллект сегодня — это междисциплинарное направление исследований, которое включает в себя всё от кибернетики и теории информации до нейрофизиологии и социологии.