0

Как формируются внутренние модели мира

Друзья, все мы (те, кто знает НЛП) помним одну из главных его пресуппозиций о том, что в основе поведения любого человека лежит позитивное намерение.

Недавно в одной из групп поддержки наших студентов мы рассматривали расширенную формулировку: «Любое поведение, даже самое жестокое, сумасшедшее или невообразимое, представляет собой лучший выбор, сделанный человеком исходя из возможностей и способностей, определяемых его моделью мира». В процессе обсуждения участники стали приводить для анализа разные варианты ситуаций, в которых люди проявляли чудовищную жестокость, в том числе речь зашла о реальных историях зашла о реальных историях когда матери, отказываясь от младенцев, отдавали их в «Дом малютки». В рамках последних новостей мне, конечно, вспомнились и более невообразимые случаи. Например, когда родители избавлялись от собственных детей, оставляя их на верную гибель в лесу или мусорном контейнере.

Отдельного разбора стоят последовавшие реакции некоторых людей, воскликнувших: «Это какую же модель мира нужно иметь, чтобы совершить такое?!». Я, честно говоря, давно уже не испытываю иллюзий в отношении того, что главную пресуппозицию НЛП («Карта не равна карте»), можно легко и глубоко встроить в собственный опыт.) Да, НЛП-Практики стараются помнить о ней в своей повседневной коммуникации, что позволяет им быть более конструктивными, но как только дело доходит до критических расхождений мировоззрения, многие забывают об этой пресуппозиции и снова начинают осуждать чужие модели мира. И, конечно, я понимаю этих людей — иногда мы становимся свидетелями таких страшных зверств, что вполне естественно ужаснуться и осудить человека, их совершившего.

Бывает так, что в силу ряда сложных внешних и внутренних причин, карты (модели мира) некоторых людей становятся очень ограниченными и сильно искажёнными в отношении реальности, но, как это ни удивительно, «механизм» позитивного намерения у них всё равно работает!

(Далее я буду использовать некоторые слова и обороты в переносном смысле как аналогии для упрощения описания.)

В отдельных случаях карты («перфокарты») могут содержать так много «битых строк и системных сбоев», что квалифицированные специалисты признают их обладателя психически нездоровым. В подобных ситуациях для общества становится более допустимой идея о том, что судить такого индивида, ориентируясь на «общепринятые» критерии морали, нельзя вследствие глобальных нарушений его психики.

И даже когда личность человека не признана врачами критически разрушенной, но поведение его остаётся жестоким, прежде чем вынести ему «суровый приговор», можно вспомнить о том, как формируются внутренние модели мира.

Люди, хоть и являются животными с точки зрения физиологии, но при этом качественно отличаются от них на психическом и психологическом уровнях: лишь в незначительной степени поведение (и мышление) человека «программируется природой» с помощью инстинктов и безусловных рефлексов. Куда более существенное влияние на формирование личности и поведения человека оказывают культуральные и социальные установки (пресуппозиции), особенно приобретённые в раннем детстве. Человек, в отличие от других животных, рождается максимально открытым к воздействию среды (здесь можно вспомнить метафору «чистого листа»). С одной стороны, это позволяет ему наилучшим образом адаптироваться к стремительно меняющемуся миру людей, с другой — делает неизбежным «кодирование» его «программного обеспечения» посредствам текущих условий быта и особенно влияния «значимых программистов» (родителей или их заместителей), от заботы которых напрямую зависит его выживание. Адаптационные модели поведения животных плавно «оттачивались естественным отбором» в рамках неспешной эволюции на протяжении сотен миллионов лет. И данный природный процесс не имеет «страховочных механизмов антикризисного управления», поэтому то, что раньше обеспечивало стабильность и выживание, сегодня, к сожалению, приводит к быстрому вымиранию целых популяций и даже видов. В человеческого детеныша заложен мощный потенциал для «быстрой контекстуальной адаптации»: он может родиться и в долине Амазонки, и в Силиконовой долине — и там, и там у него есть шансы быстро приспособиться к окружающей реальности и вырасти адекватным и успешным членом своего сообщества. Разве это не фантастика и не чудо природы? А вот если человеческий детёныш по каким-либо причинам после рождения окажется вне человеческого общества, то, в отличие от «обычного» животного, он с высокой долей вероятности просто погибнет. Если даже и выживет, то, проведя 5 – 7 лет без людей, такой индивидуже никогда не сможет стать человеком в полном смысле этого слова: пробудить в нём личность будет невозможно! Да, телесно он будет похож на человека, однако его реакции и поведение навсегда останутся звериными. Живя в цивилизованном обществе, где дети окружены хотя бы минимальным уровнем заботы со стороны государства, мы воспринимаем постепенное «превращение» индивида в социальную личность, как автоматизированный самоуправляемый процесс. А вот для стран третьего мира до недавнего времени «дети-Маугли» были пусть и не частым, но вполне обыденным явлением.

Уже на поздних стадиях внутриутробного развития ребёнок бессознательно «начинает готовиться к предстоящей встрече с миром». Именно в этот период закладываются очень значимые для будущего психологического здоровья человека установки (психологические импринты). Важную роль при этом играют следующие факторы:

  • Был ли ребёнок зачат осознанно и по любви или «так получилось» и он был незапланированным?
  • Родители ждут появления малыша как чуда или начинают тихо ненавидеть его за «испорченную молодость»?
  • Для них ребёнок — это неизбежный долг перед будущими бабушками и дедушками, которые уже достали своими разговорами («а часики-то тикают!»), или это результат истинного желания созидать новую жизнь?

Психическая уравновешенность и устойчивость ещё даже не родившегося ребёнка уже зависит от того:

  • насколько много и с какими эмоциями будущие родители общались с ним;
  • какого объёма (и качества) внимание он получал от них ещё будучи в утробе;
  • насколько он был желанным и ожидаемым;
  • какую моральную поддержку получала будущая мать от родственников и близких;
  • была ли она постоянно в тревоге и страхе за своё (и не только) будущее или ожидание обретения дополнительного смысла жизни приносило ей ещё больше счастья на фоне общего благополучия и т. д.

Почему все эти факторы имеют такое большое значение? А потому, что они повлияют на формирование у ребёнка глубинных установок относительно окружающего мира, родителей и себя, когда он появится на свет:

  • «Мир вокруг меня опасен или ресурсен?»
  • «Я достоин любви своих родителей или нет?»
  • «Нужен ли я кому-то в этом мире или нет?»
  • «Есть для меня место в этом мире или нет?» и т. д.

Разумеется, позитивные базовые установки не являются «магическими заклинаниями», гарантирующими новорожденному безапелляционный успех в жизни. Но они создадут необходимый психологический фундамент для формирования открытых и ресурсных убеждений, которые, в свою очередь, обеспечат человеку качественную поддержку в формировании и развитии самых разных способностей и навыков. Как вы понимаете, именно от них будет зависеть поведенческая и умственная гибкость, а значит и эффективность обучения с качеством последующей профессиональной деятельности! Вот сколько потенциальных возможностей есть у человека, которому родственники смогли обеспечить «базовое позитивное программирование».

Вы, наверняка, встречали детей, которые:

  • видя что-то новое, не пугались, а смело и с интересом подходили к неизвестному объекту (пробовали залезть на все уличные тренажеры, заглянуть во все кусты, узнать, что находится в темном сарае и т. д.);
  • выйдя на детскую площадку, сразу бежали знакомиться с другими детьми;
  • играя в песочнице, постоянно не оглядывались, чтобы убедиться, что их мама не пропала;
  • падая с горки, они не бежали в слезах к маме или папе, а, просто, оборачивались, чтобы увидеть поддерживающую улыбку значимого близкого, и затем снова вставали и делали ещё одну попытку вскарабкаться на горку;
  • видя, как другие дети делают что-то интересное, например, играют в подвижные игры, они без стеснения подходили и просили их научить играть;
  • на предложение сделать что-то новое, например, научиться ездить на велосипеде или плавать, они не убегали с криками “у меня ничего не получится”, а с азартом начинали экспериментировать.

Конечно, и у этих детей бывают обычные неудачи: разбитые коленки, потерянные перчатки, сломанные скейты, полученные тройки или двойки, ссоры с друзьями, не призовые места на соревнованиях и конкурсах. Но вся разница, в сравнении с другими детьми, будет заключаться в их эмоциональной реакции на неудачу, а главное – в последующих активных действиях (вместо паники и бездействия). Короче говоря, всё происходящее свидетельствует о формировании у ребенка позитивной самооценки. Как не трудно догадаться, из таких детей с гораздо большей вероятностью вырастают достаточно «прокаченные» подростки, из которых получаются довольно трудолюбивые и проактивные студенты (если только из-за скучного образования они не бросают свои колледжи :)), а далее они плавно эволюционируют в успешных и самореализованных взрослых! И, как показывают многочисленные психологические исследования, никакой магии в этом нет, один только личностный рост! Нужно ли ходить к гадалке, чтобы предположить какой «психогенетический код» передаст такой человек, став родителем?

Тут я позволю себе немного отойти в сторону от выбранной темы и предложить вам немного больше пищи для размышлений. Уже, наверное, не менее ста лет уверенно продолжает расти влияние государственной системы образования и массмедиа на воспитание детей. Казалось бы, что тут удивительного – в школах даже есть специальная должность «заместителя по воспитательной работе». Люди, её занимающие, как раз и должны системно и профессионально обеспечивать, контролировать воспитательный процесс. Но вспомните, с кем дети проводят больше всего своего «организованного» времени в период с 6 до 17 лет? Да, я имею в виду учителей. Эти люди (чаще всего женщины), особенно в младшей и средней школе, имеют огромную власть над неокрепшей самооценкой ребенка! Как вы думаете, есть ли в нашей стране «Институт подготовки счастливых и жизнерадостных учителей» или курсы повышения квалификации, на которых педагогов обучают стратегиям жизненной успешности, увеличению веры в будущий успех своих учеников? Я ни в коем случае не стану утверждать, что все учителя одинаково плохо подготовлены в этом отношении. Лично мне даже повезло встретить замечательных представителей этой прекрасной профессии на своём жизненном пути, когда я перешёл в старших классах в новую школу. Именно благодаря чудесной возможности учиться у эталонных личностей, я за два года довёл свою успеваемость до серебряной медали и, обретя уверенность в выборе будущей профессии, поступил в педагогический университет.)

Но, и спустя 30 лет, я хорошо помню образы тех «М-учителей», которые причинили мне в детстве серьёзные психологические травмы:

развили у меня фобии на русский и английский языки, профессионально убедили меня в том, что я не способен нормально излагать свои мысли на бумаге, а также, что мне никогда даже не стоит пробовать подходить к мольберту. Я уже молчу о том, что, придя в первый класс, я мог читать целыми словами, но меня заставили переучиться читать по слогам, что значительно ухудшило скорость моего чтения. Конечно, всё это я осознал, только когда повзрослел и стал изучать психологию. И, разумеется, сейчас я понимаю, что эти женщины и мужчины, которым государство дало официальное право воздействовать на мою психику, не виноваты в том, что их не обеспечили качественной практической психологической подготовкой, что у многих из них не было счастливой личной жизни, что никто не занимался коррекцией их негативных черт характера и что как личности они были далеки от идеала.

Чему такие зашоренные, импульсивные, истеричные, эмоционально скудные, обиженные жизнью «программисты» могли меня научить? Не верить в себя? Поверить в то, что я ни на что не способен? Что для меня должны были означать их отметки и моральные оценки? Почему в детстве меня никто не предупредил об этом и предварительно не установил в мое сознание «анитивирус» и «фаервол»? Кем бы я был сегодня, если бы «негативные послания» тех учителей всё-таки реализовались? Помню, уже где-то на четвёртом году обучения в университете, на одном из сборов всего курса, меня неожиданно посетила мысль, что своим будущим детям я бы ни за что не пожелал учиться как минимум у трети этих почти подготовленных специалистов! Как обучающий тренер с 25-летним стажем, я глубоко опечален тем, что психологическому здоровью будущих учителей не уделяется абсолютно никакого внимания, в то время как эти люди, в отличие от родителей, «программируют» за свою профессиональную жизнь не 2 – 3 детей, а целые сотни и даже тысячи! Сколько «обычных школьников» за одиннадцать лет неосознанно, но предсказуемо, превращаются в неудачников…

А теперь, давайте снова вернёмся к новорожденным детям. Если у человека по каким-либо причинам всё-таки была не очень счастливая «внутри- и внеутробная» жизнь, то легко представить, что, дожив до репродуктивного возраста с массой негативных установок (подтверждая и усиливая их соответствующим опытом), он вряд ли сможет родить и воспитать ментально непохожего на себя ребенка. Такие «программисты» (будущие родители), как бы грубо это ни звучало, могут размножаться (хотя и не всегда осознанно), но при этом, обладая «устаревшим» и даже «вирусным ПО», часто очень неадекватно «кодируют» новорожденного. И такое неосознанное «программирование» может почти без изменений передаваться от поколения к поколению (семейные неуспешные сценарии жизни). А не обладая специальными психологическими знаниями и развитой рефлексией, человеку очень трудно осознать, что у него «в навигаторе жизни не самая последняя версия карты мира». И парадокс такой безысходной ситуации заключается в том, что для изменения к лучшему нужно «менять код на уровне Биоса» (импринтов и самых базовых установок). Носители этих моделей мира («программ») даже не могут самостоятельно осознать, что у них очень ограниченные и неэффективные модели мира. Вследствие слабой осознанности и естественной психологической ригидности им и голову не придёт обращаться за помощью к психотерапевтам. А современному государству и так хватает более насущных материальных проблем, чтобы ещё думать о каких-то непонятных долгосрочных проектах по изменению негативных глубинных установок нарастающего поколения. И поэтому, пока люди не совершат какого-либо преступления, их личная неэффективная, непродуктивная и несчастливая жизнь – это их личная проблема. А вот когда одни «вдруг» оставят своих детей в лесу, а другие, наоборот, сообща нанесут своему отцу несколько ножевых ранений, тогда государство, как и положено, исполнит свою карательную функцию и восстановит общественную справедливость.

Отдельно можно сказать, что не только «несчастливое» детство может спровоцировать формирование обеднённой модели мира. Даже у более–менее нормального взрослого человека «управляющее ПО» может быть глобально повреждено серией жестоких «вирусных атак». Чаще всего это мощные внешние физические или психические воздействия других людей и/или обстоятельств, под влиянием которых рушится «программный код» личности и нарушается структура внутренних логических операций. Такими разрушительными событиями могут быть:

  • резкая и неожиданная смерть значимого близкого;
  • внезапная потеря социального статуса;
  • неожиданное обнаружение неизлечимого заболевания;
  • получение серьёзных непоправимых физических увечий;
  • критическое ухудшение экономических или политических условий в стране;
  • вынужденность быть жертвой длительного и намеренного причинения физической или моральной боли и т.д.

Под натиском подобных травмирующих обстоятельств модель мира человека начинает неизбежно трансформироваться в попытках приспособиться к новым «невменяемым» условиям существования. Если на протяжении длительного периода времени улучшений внешней ситуации не происходит (или не оказывается квалифицированная помощь), то, при отсутствии у объекта воздействия специальной психологической подготовки, трансформация «карты» проходит вплоть до её критического искажения с последующим разрушением самого носителя – психики. Примером результата длительного воздействия пусть некритичных, но стабильно негативных условий среды, на которые трудно повлиять и к которым сложно адаптироваться, может служить постепенная деградация личности человека и «превращение интеллигента в бомжа через стадию глубокого алкоголизма». С одной стороны, никто из нас не может гарантировать ни себе, ни другим абсолютной моральной и эмоциональной неуязвимости, бесконечной стабильности собственной психики и адекватности своей модели мира! Но с другой стороны, люди с крепкой «психоиммунной защитой» умудрялись выживать, сохраняя смысл жизни и человеческое достоинство, в самых бесчеловечных обстоятельствах, даже в таких, как рабство и концлагерь.

По моему мнению, ситуацию сможет улучшить на довольно длительном промежутке времени только максимально грамотное и экологичное «программирование» детей их родителями. Тут я должен напомнить, что дети не компьютеры и в них нельзя с помощью флэшки «закачать» правильные программы. А также, как я говорил выше, моральные и социальные правила (убеждения) не передаются генетическиДети «программируются» (обучаются, перенимают чужой жизненный опыт) только через поведенческое и ментальное подражание (например, играя в «дочки-матери», в «бандитов и полицейских» или изображая, как папа курит или мама закатывает истерику), а также через речевое и поведенческое пресуппозирование в процессе непосредственного взаимодействия с людьми из значимого окружения. А это значит, что на развитие будущей личности ребенка влияет не то, чему его явно учат родители, а то, что и как они сами делают и говорят в повседневной жизни. Можно сколько угодно говорить сыну, что есть нужно на кухне за столом, но если папа с самого его рождения постоянно ел, лёжа на диване перед телевизором, то мальчик, повзрослев, присвоит именно эту модель поведения. А если родители с самого раннего возраста ребенка легко и непринужденно сами:

  • в одно и тоже время ложатся спать и просыпаются;
  • заправляют собственную постель;
  • убирают вещи на места;
  • едят за столом;
  • не переедают;
  • не сидят постоянно перед телевизором или в смартфоне;
  • с удовольствием занимаются разными видами спорта;
  • с неподдельным интересом периодически ходят в театры, музеи и на выставки;
  • постоянно чему-то учатся;
  • открыто выражают свои эмоции;
  • слушают друг друга и дают друг другу позитивную обратную связь,

то ребенка не нужно будет всему этому учить! Он сам, незаметно для себя, всему этому научится, так как это свойство его психики! В идеале, всё то, чему вы хотите научить своего ребенка к моменту его рождения, должно быть вашей повседневной привычкой и манерой жить! Если что-то делать через силу или неискренне, то дети неосознанно это почувствуют и не станут копировать. Помните, что уход родителей в отдельную комнату, чтобы «не скандалить при ребенке», не только не изолирует его от негативных эмоций матери и отца, но ещё и добавляет тревожности из-за непонимания происходящего!

Что же получается: чтобы воспитать более здорового и счастливого ребенка, нужно предварительно качественно подготовить (обучить всему необходимому) и «очистить от ментальных вирусов» самих родителей.Также очень полезно заниматься целенаправленным профилактическим «закаливанием психологического иммунитета»©, который поможет долго и успешно сопротивляться любому негативному внешнему воздействию, оберегая целостность личности. Что может этому способствовать? Например:

  • обретение собственного смысла жизни;
  • постоянное обучение и развитие новых компетенций для получения дополнительной гибкости и социальной востребованности;
  • активная внутренняя и внешняя жизненная позиция;
  • здоровый образ жизни;
  • прокачка всех видов интеллекта;
  • «подготовительные учения» к самым неожиданным жизненным ситуациям;
  • постоянное расширение количества внутренних ресурсов;
  • большой «банк накопленных позитивных событий и воспоминаний» и т. д.

И пусть психологически здоровое общество сформируется не завтра и даже не через сотню лет, но, если не начать меняться сегодня, то оно не возникнет ещё дольше… Я уверен: если каждый из нас сделает свою жизнь ещё более осмысленной, и позаботится о психологическом здоровье хотя бы своих собственных детей, то это внесёт значимый вклад в создание культурной системы воспитания нового типа!

Помните, что НЛП, на самом деле, расшифровывается как «Нейро-Лингвистическое ПЕРЕпрограммирование»! 🙂 А также напомню вам и замечательные слова Ричарда Бэндлера: «Счастливое детство никогда не поздно иметь!»

Искренне желаю вам успехов в освоении управляемого эффективного самопрограммирования и счастливого детства вашим детям!

(с) Александр Герасимов (Alexger),
психотерапевт EAP, коуч, разработчик тренингов и тренер НЛП.
2019 г.

Ана

Добавить комментарий