0

Идеальная школа?

Друзья, сегодня один из всенародных профессиональных праздников — День Учителя!
Если избежать причастности к 23 февраля еще можно, то избежать встречи с учителями в наше время практически невозможно! И это здорово!

Еще каких-то 300 лет назад даже о минимальной массовой грамотности нельзя было мечтать. И с момента введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения в нашей стране прошло всего лишь 100 лет. Разумеется, система образования все это время не стояла на месте — она активно развивалась и совершенствовалась. Но, если честно, обладая красным дипломом педагога, обучаясь у прекрасных учителей (с которыми мне в старших классах реально крупно повезло) и у замечательных преподавателей, я не сильно впечатлен (если говорить вежливо) тем, как современная школа подходит к реализации своей социальной функции.

Банально говорить о том, как стремительно всё меняется в нашем мире. Всё, кроме взглядов, подходов, технологий и инструментов обучения. Многие в очередной раз делают главную ставку на ТСО (технические средства обучения), думая, что наводнение школ новомодными, крутыми гаджетами в корне изменит качество образования. Но при этом они забывают, что такие радужные иллюзии эта система уже переживала сначала в эпоху открытия радио, потом в эпоху появления телевидения. Теперь же на повестке дня компьютеризация, интернет и VR.

Разумеется, все эти технические достижения цивилизации очень полезны для реализации новых идей и способов обучения, но они являются всего лишь носителями, проводниками, оболочками для действительно значимого содержания! А под содержанием я понимаю новые технологии, новые способы и приемы обучения, построенные на основе последних достижений академической и практической психологии, исследований в области нейро-наук, социологии и так далее.

За последние 40 лет развитие наук, изучающих человека, позволило узнать о нем больше, чем за все предыдущие столетия, а многие учителя до сих пор не имеют элементарного представления об основах формирования памяти, базовых интеллектуальных операций, ключевых учебных действий и т.д. Печально…

Но критикой, как мы знаем, много не изменишь, поэтому я подумал, а что если немного помечтать о том, в какой школе я бы сам хотел учиться (или работать)? Вот что у меня получилось.

Здорово будет, когда:

  • Школа займется именно обучением, а не натаскиванием и оцениванием.
    Для этого учителям необходимо разобраться в том, как устроен процесс мышления ребенка, как его мышление формируется и развивается в процессе обучения. Как учитывать в процессе своей работы особенности мышления детей разного возраста и как стимулировать качественное и разностороннее развитие интеллекта школьников.
  • Учителя будут четко знать, как устроены их собственные стратегии эффективного использования знаний своего предмета в повседневной жизни.
  • Учителя будут знать, с помощью каких технологий лучше всего передать свои способы и секреты профессионального мышления своим ученикам.
  • Дети перестанут методом тыка в панике пытаться угадывать, как именно учителю так легко удается справляться с любыми заданиями в рамках его предмета.
    Когда учитель сможет учить своим собственным примером: демонстрируя на уроке перед всем классом практику применения знаний (решения задач, написания творческих работ, рисования и т.д.) и параллельно рассказывая о том, что происходит в его ВПД (Внутреннем Плане Действия), чтобы сразу передать детям все свои «невидимые снаружи» интеллектуальные фишки и лайфхаки.
  • Дети, приходя в школу, сначала будут осваивать базовые правила и стратегии эффективного обучения, а только потом будут заниматься освоением конкретных знаний по предметам. По мере своего развития школьники будут совершенствовать свои интеллектуальные стратегии и осваивать новые приемы ускоренного обучения.
  • Школа будет развивать у учеников такой уровень рефлексии своих способов обучения, что после ее окончания каждый выпускник станет «машиной эффективного самообразования» и сможет на постоянной основе в течении всей последующей жизни легко и комфортно расширять объем своих профессиональных компетенций и многократно переучиваться.
  • Работа учителем будет выбираться по призванию, а не исходя из уровня оклада или полагающихся социальных льгот. Учителя будут искренне любить свою работу, становясь для учеников лучшими эталонами профессионализма в своей области.
  • Учителя будут проходить серьезную психологическую проверку при устройстве на работу.
    А возможно, когда-нибудь обязательным для них станет и специализированный курс психотерапии благодаря которому они смогут быть уверены в собственном психологическом здоровье, которое является важным и необходимым для тех, кто оказывает влияние на неокрепшую детскую психику.
  • Учителя будут понимать меру своей ответственности за формирование психического и психологического здоровья ребенка. Они будут осознавать, что отвечают (в определённой степени) за его результат – вырастет ли из него забитый нереализованный член общества или самодостаточный активный гражданин.
  • Учителя будут относится к детям с уважением к их формирующимся личностям (для некоторых «с любовью» кажется перебором) и верой в их успех.
  • Учителя станут такими прекрасными эталонами целостных личностей, на которые очень захочется быть похожими.
  • Учителя будут для детей настоящими примерами в области саморазвития и самосовершенствования. Они будут постоянно стремиться к улучшению своей работы, к поиску новых подходов, к творческой деятельности в целом, надолго сохраняя живость ума и открытость новому.
  • Школа сможет обеспечить все необходимые условия для того, чтобы учителя смогли качественно реализовывать описанные выше критерии.)
  • Дети будут искренне хотеть учиться именно в школе. Вместе с учителями они станут радоваться своим успехам.

Я понимаю, что многие тезисы звучат как несбыточные иллюзии и что реальность гораздо комплекснее и сложнее. Но мне кажется, что, взятые даже в качестве ориентиров, эти мечты могут помочь нам прийти к «новой школе» раньше, чем цивилизация захлебнется в перепроизводстве людей, теряющих 11 лет своей жизни, чтобы потом без боя проиграть развитому самообучающемуся искусственному интеллекту!

Верю, что я сам и многие мои коллеги делаем все возможное, чтобы обучение стало по-настоящему умным, захватывающим и вселяющим уверенность в завтрашнем дне!

(с) Александр Герасимов, (#Alexger), 2018 г.

Ана

Добавить комментарий