0

Смех. Юмор. Интеллект.

Почему мы смеемся и как чувство юмора коррелирует с интеллектом? В последние годы наука находит всё больше ответов на эти занимательные вопросы, потому я просто не могу обойти стороной данную тематику.

Введение

Смех — это рефлекс, у которого, кажется, нет никакой биологической цели, но он часто помогает избавляться от одиночества, смягчать агрессию, побеждать в спорах, быстро определять, кто «свой», и даже решать проблему неравенства.

Многочисленные исследования сви­детельствуют, что в мозге задейство­ваны две различные нейронные сети, одна из которых определяет, смешная ли шутка, другая — как долго над ней следует смеяться. Нейронные сети тес­но связаны с полом и характером человека, и поэтому чувство юмора у каждого из нас, как отпечатки паль­цев, уникальное и неповторимое.

Нам кажется вполне рациональным, что яркий свет, бьющий прямо в глаз, заставляет зрачок сжиматься, или что воткнувшаяся в ногу булавка заставляет немедленно отдернуть ногу — потому что и «стимул», и «реакция» находятся на одном и том же физиологическом уровне. Однако факт того, что сложная мысленная деятельность вроде прочитывания страницы из работы Тербера должна вызывать специфическую моторную реакцию на рефлекторном уровне, — односторонний феномен, который озадачивал философов еще с античных времен».

Теперь постараемся свести воедино основные нити из рассуждений эволюционной психологии и из исследований, посвященных собственно юмору и смеху.

Дофаминовое вознаграждение

Экспери­менты показали, что чем смешнее шутка, тем выше активность в цен­тральном звене в системе вознаграж­дения мозга. Эта область находится ближе к центру мозга, чуть выше моз­гового ствола, и включает в себя мин­далевидное тело и области VTA (вен­тральная тегментальная зона) и NAcc (прилежащее ядро).

В областях связь между нервны­ми клетками осуществляется с помо­щью медиатора дофамина, и их актив­ность вызывает острое чувство удовольствия или даже счастья. Эти области крайне важны при обучении, поскольку мотивируют нас к достиже­нию высоких результатов, но с ними также связаны наркозависимость и некоторые психические расстрой­ства. Например, воздействие кокаина связано с увеличением количества дофамина, а такие заболевания, как шизофрения, болезнь Паркинсона и синдром дефицита внимания и гипе­рактивности (СДВГ), тоже имеют пря­мое отношение к ним.

Слабое функционирование центра вознаграждения также считается одной из причин депрессии, посколь­ку человек теряет мотивацию для тру­довой деятельности, участия в обще­ственной жизни и т.д. Люди, подолгу пребывающие в подавленном состоя­нии, как правило, утрачивают и чув­ство юмора.

На настоящий момент изучение вос­приятия юмора позволило получить более глубокое представление о характере активности мозга у людей, страдающих особой формой аутизма — синдромом Аспергера.

Форма коммуникации

Смех — это непроизвольные звуки. Как знает любой школьный учитель, он отвлекает внимание от говорящего и мешает продолжать. Кроме того, смех заразителен. Психолог Роберт Провайн, исследовавший этологию смеха у людей, установил, что люди смеются в тридцать раз чаще, когда они находятся рядом с другими людьми, чем когда они в одиночестве. Даже когда люди смеются наедине с собой, они нередко представляют, что рядом с ними другие люди — они читают текст, написанный другим человеком, слышат его голос по радио или видят его по телевизору. Люди смеются, когда слышат смех; именно поэтому в телевизионных комедиях используются аудиозаписи смеха, чтобы компенсировать отсутствие живой аудитории. (Предшественником этого явления была барабанная дробь или удар по ободку барабана после шутки одного из комедиантов в водевиле.)

Все это приводит к двум выводам. Во-первых, смех выражается с помощью звуков не потому, что он представляет собой высвобождение накопившейся эмоциональной энергии, а потому, что так его могут слышать другие; это форма коммуникации. Во-вторых, смех является непроизвольным по той же причине, по которой непроизвольный характер носят другие проявления эмоций. Мозг делает честную, непритворную и довольно дорогостоящую рекламу психического состояния, передавая контроль от систем вычисления, отвечающих за произвольные действия, движущим элементам нижнего уровня, отвечающим за материальную часть человеческого тела. Как и в случае проявления злобы, сочувствия, стыда или страха, мозг идет на те же самые шаги, чтобы убедить аудиторию в том, что внутреннее состояние человека является искренним, а не поддельным.

Юмор и агрессия

Юмор нередко представляет собой разновидность агрессии. Когда над тобой смеются, это неприятно и воспринимается как нападение. В основе многих комедий лежат грубый фарс и оскорбительные шутки, а в менее изысканной обстановке — в том числе, в сообществах охотников-собирателей, где происходила наша эволюция, — юмор может быть откровенно садистским. Дети часто смеются до истерики, если другому ребенку больно или с ним случилась неприятность. То же самое мы находим и во многих публикациях, посвященных юмору среди охотников-собирателей. Когда антрополог Реймонд Хеймс жил с племенем екуана в дождевых лесах Амазонии, он однажды ударился головой о перекладину у входа в хижину и упал, скорчившись от боли и обливаясь кровью. Свидетели этого происшествия просто тряслись от смеха. Нельзя сказать, что мы сильно отличаемся от них. В былые времена в Англии публичная казнь была событием, на которое можно было прийти всей семьей и вдоволь посмеяться над осужденным, пока его будут вести к виселице и казнить.

Интеллект

Но люди, которые умеют шутить, не просто умны — с ними приятно быть рядом. Как сообщает MedicalXpress, сразу в нескольких исследованиях чувство юмора удалось связать с высоким эмоциональным интеллектом, что, в свою очередь, является одним из наиболее желательных качеств партнера как для мужчин, так и для женщин. С точки зрения эволюционной психологии юмор является «наследуемой чертой», которая сигнализирует об умственной пригодности и интеллектуальной гибкости для создания потомства.

Черный юмор

Любовь к черному юмору может быть признаком высокого интеллекта, полагают австрийские ученые. Исследование, проведенное специалистами из Венского медицинского университета под руководством профессора Ульрике Виллингер, демонстрирует связь между реакцией на черный юмор и уровнями интеллекта и агрессии. Результаты были опубликованы в журнале Cognitive Processing.

Авторы исследования характеризуют черный юмор как «вид юмора, сосредоточенный на зловещих темах, таких как смерть, болезни, уродства, физические недостатки и войны, и жестоко высмеивающий эти трагические, тревожные или болезненные темы с помощью юмористических выражений».

Результаты показали, что любители черного юмора умны, не агрессивны и эмоционально устойчивы.

И наоборот, те, кому комиксы смешными не показались, продемонстрировали более низкий интеллект и высокие уровни агрессии.

В целом среди участников исследователи выделили три группы:

  • Первая группа не любила черный юмор и не слишком хорошо понимала шутки. У них оказались средние показатели интеллекта и умеренный уровень агрессии.
  • Вторая группа шутки понимала, но не находила их смешными — у них уровень интеллекта также был средним, но при этом они были наиболее агрессивны.
  • И, наконец, третья группа, которая от души посмеялась над мрачными шутками и поняла их, обладала наиболее высоким интеллектом и наименьшим уровнем агрессии.

Кроме того, в третью группу попали наиболее образованные участники. От пола восприятие шуток не зависело.

Источник — НЕискусственный интеллект​

Ана

Добавить комментарий