0

Студенческие лайфхаки

Не знаю, случайно или нет, но на днях, разбираясь в старых файлах, я нашел свою статью, которую очень давно написал для одной школьной газеты. В школе, где работала моя жена, накануне выпускных экзаменов должен был выйти очередной номер внутренней газеты. И жена попросила меня написать что-нибудь полезное для старшеклассников. Я подумал немного, ассоциировался в еще достаточно свежие воспоминания о своем первом курсе и выдал список рекомендаций для будущего абитуриента. Только теперь я понимаю, что эта статья представляла собой, как это модно говорить сейчас, “набор студенческих лайфхаков”. Со слов жены, статья пользовалась успехом у школьников.

Разумеется, современные первокурсники значительно отличаются от нас, и то, что было серьезной сложностью в прошлом веке, им даже трудно представить. Согласитесь, сегодня точно никому не нужен мой лайфхак про то, как умудриться написать 5 экземпляров лекции через четыре слоя копирки! (Как сейчас помню, с каким благоговением на 4-ом курсе я сделал свою первую в жизни ксерокопию!) С другой стороны, какие-то вопросы останутся актуальными еще долго. Поэтому я решил выбрать самые интересные рекомендации и поделиться ими здесь. Вдруг у кого-то еще есть дети призывного старшего школьного возраста и для них эта информация окажется полезной?

Итак, вот выдержки из моей статьи:

“Дорогие старшеклассники, все описанное ниже является результатом многих проб и ошибок, плодом мучительных попыток бывшего выпускника школы адаптироваться к нелегкой студенческой жизни. И как обычно говорят: “Если бы я знал об этом заранее, я бы поступил совсем по-другому”. Надеюсь, что данные рекомендации помогут вам хотя бы от части представить, что вас ждет за стенами школы. Главное, что нужно твердо усвоить – между школой и институтом (Университетом, Академией и т.д.) существует огромная пропасть. То, к чему вы привыкли за время обучения в школе, часто не только не помогает, а, наоборот, мешает нормальному существованию. Поэтому, с первых же дней обучения в институте полезно помнить: у вас началась новая жизнь! И ведущий тезис здесь такой: “В отличие от школьного, высшее образование абсолютно необязательное, а зачастую еще и платное”.

Из этого тезиса чаще всего в вытекают следующие следствия:

Отсутствие заинтересованности преподавателей в Вас лично

В престижных ВУЗах с большим конкурсом преподаватели, собственно, не заинтересованы в присутствии именно вашей персоны. Им, мягко говоря, абсолютно все равно есть вы в ВУЗе или вас там нет совсем. В непрестижных ВУЗах преподаватели стараются делать вид, что относятся к вам так же, как и преподаватели престижных. Стоит запомнить, что:

  • С первого же дня никто заботиться о вашей успеваемости, а тем более тащить вас за уши, не будет. И это обламывает сильнее всего, так как вы по привычке ждете, что вас будут «заставлять» учиться, а этого не происходит, и вы быстро расслабляетесь, полностью запуская учебу.
  • Никто лично не заинтересован в том, есть ли у вас баллы (отметки) или их нет. То есть вы полностью предоставлены сами себе. Преподаватели не вызывают к доске, студенты выходят только по собственному желанию! Преподаватели совершенно спокойно относятся к вашей пассивности на лекциях и семинарах, за исключением периода сессии! Преподаватели уделяют внимание только тем, с кем им приятно работать: кто хочет учиться, активен и заинтересован в их предмете.

Высокий уровень ожиданий со стороны преподавателей

  • Преподаватели имеют ложное убеждение, что студенты первого курса очень взрослые, самостоятельные и, главное, ответственные люди.
  • Преподаватели наивно полагают, что вы жаждете знаний и готовы грызть гранит науки с усердием Ломоносова. Логично, что ваше естественное «торможение» и непонимание будут восприниматься ими исключительно как врожденная лень и нежелание учиться. Их обычно мало волнуют ваши личные проблемы.
  • Преподаватели ВУЗов представления не имеют о школьной программе, поэтому убеждены, что вы знаете, как минимум, в 3 раза больше.
  • Преподаватели уверены, что вы все понимаете с первого раза, что вы замечательно умеете работать с книгой, быстро пишете и эффективно конспектируете, а также прекрасно владеете способностью к самообучению. Обратное же сильно их раздражает.

Все выше сказанное позволяет мне сделать вывод: школа и ВУЗ – это небо и земля. Поэтому первое, с чем сталкивается новоиспеченный студент, вложивший все силы во вступительные экзамены, – это разрушение иллюзий и стресс. Любой студент после первой сессии скажет вам, что сдать вступительные экзамены трудно, но возможно. Гораздо сложнее не поступить в ВУЗ, а остаться в нем!

Теперь давайте рассмотрим, какими возможностями обладает старшеклассник для самостоятельной подготовки к студенческой жизни.

Как подготовиться к студенческой жизни?

Познакомьтесь с ВУЗом поближе

Прежде, чем вы пойдете на экзамен в выбранный вами ВУЗ, сходите туда несколько раз просто так и «обживите пространство», «познакомьтесь» с ним поближе. Добейтесь того, чтобы в его стенах вы смогли чувствовать себя достаточно спокойно и уверенно. Обратите внимание, что там работают и учатся обыкновенные люди, что они тоже когда-то были абитуриентами. Научитесь ориентироваться в коридорах вашего института, запомните местонахождение его главных достопримечательностей. Попробуйте вести себя так, чтобы производить впечатление «своего человека». Поверьте, очень часто, ваше внутреннее спокойствие на экзаменах стоит гораздо большего, чем все шпаргалки и зубрежка.

Сформулируйте для себя и запомните общие правила поведения на лекции

(с некоторыми из них Вы можете ознакомиться ниже)

  • Лектор ни с кем не сюсюкается и его мало интересует, что вы там успели нацарапать у себя в тетради под его бешеную диктовку.
  • Лектор не читает лекцию по предложению, как об этом думают абитуриенты (даже если у него есть листочки), а он просто говорит со своей обычной скоростью так, как если бы рассказывал вам какую-то историю.
  • Лектор (зараза) никогда не говорит, что надо записывать, а что – нет! (Скажите еще раз спасибо вашим учителям за их многострадальную работу).
  • Лектор не любит, когда его просят повторить что-то дважды, так как это сбивает с мысли (а иногда он сам не помнит точно, что только-что сказал).
  • Лекция – это не дословный протокол выступления лектора. Более-менее дословно старайтесь записывать только определения (хотя они часто есть в учебниках), а из всего остального «бреда» придется научиться выделять главное. Старайтесь слушать не отдельные слова, а главную мысль смысловой части выступления лектора и записывать ее коротко, своими словами.
  • Лекция – это ваш главный источник информации по данному предмету, поэтому, чем больше вы успеете записать, тем проще вам будет готовиться к семинарам и экзаменам. Система сокращений позволит повысить эффективность ведения записей
  • Для того, чтобы повысить эффективность ведения записей на лекциях разработайте собственную систему сокращений.
  • Для каждого предмета придумайте свои символы, обозначающие наиболее часто встречающиеся слова и понятия. Подумайте, если вместо написания целого слова из 6 – 7 букв, вы будете писать только один спец. символ, то скорость вашего письма возрастет в несколько раз.
  • Еще одно важное отличие письма на лекциях от уроков по развитию речи – никто не будет проверять красоту вашего почерка и наличие ошибок (хотя, конечно, грамотное письмо всегда делает вас более образованным в глазах других людей). На лекции ставка делается не на каллиграфию, а на скорость! Не важно, что потом никто другой не поймет, чего вы там накарябали, важно, чтобы вы сами смогли разобрать свои записи.
  • Приучите себя сокращать слова. Оставляйте только ту часть слова, которая передает его смысл. Многие, правда, пытаясь сокращать, очень часто отбрасывают окончание слова. Как показал мой опыт, это не самый лучший выбор, так как потом, при беглом чтении (а тем более вслух) будет трудно согласовывать слова между собой. Я, обычно, предпочитаю расстаться с частью корня, суффиксом и частью окончания, всегда оставляя одну или две последних буквы. Например, попробуйте прочитать следующую фразу из лекции по химии: «Р-ции, протек-е с поглощ-м тепл-ы, наз. экзотерм-ми». Как говорится: коротко и ясно!
  • В институте в отличие от школы удобнее пользоваться большими и толстыми тетрадями.
  • Большие поля – хорошая находка для дополнительных записей дома или для случаев, когда вы что-то не записали полностью.
  • Если в процессе лекции вы чего-то не успели записать, а все уже двинулись дальше, не стоит отрывать соседа или прерывать лектора, лучше сразу оставьте пустое место и следите за следующей мыслью. А на перемене спокойно перепишите у соседа все, что не успели.
  • Гораздо удобнее в обращении тетрадь, в которой выделены хотя бы названия всех тем и подзаголовков. Не жалейте бумагу и начинайте каждую новую тему на чистой странице.
  • Если вы даете переписать лекцию другому человеку, следите чтобы вашу тетрадь «случайно» не зажали (особенно в конце семестра). (Разумеется 20 лет назад я не знал о существовании Ментальных карт, у меня не было нормального диктофона, у преподавателей не было слайдов, которые можно было бы скачать, фотоаппараты были только пленочные, копировальная техника была недоступна, планшеты и нетбуки мы видели только в фантастических фильмах. Конечно, современные студенты находятся в гораздо более выгодном положении, чем мы когда-то.)

«Разведка и зондирование почвы»

Познакомьтесь с кем-нибудь со старших курсов.

  • Возможно он/она даст вам попользоваться своими лекциями, тетрадями по семинарам, лабораторным и контрольным работам.
  • Старшекурсник с огромной радостью расскажет вам обо всех особенностях личности лектора, его требованиях на лекциях и экзаменах, о том, что он любит, а что – нет. Чем больше вы узнаете заранее, тем легче вам будет ориентироваться в окружающей обстановке.

Следите за собственной дисциплиной

Несколько слов о прогулах. Иногда очень трудно удержать себя от подобного соблазна. Но это опасно, так как никто вас сильно разыскивать и журить за это, как в школе, не будет, и это легко может войти в привычку, от которой потом трудно избавиться.

  • На первом курсе лучше посещать все лекции, особенно по профильным предметам: это хорошее время, чтобы отработать все описанные выше приемы и научиться быть студентом.
  • Также очень важно с первых дней произвести хорошее впечатление и закрепить за собой мнение прилежного студента. Оно вам еще не раз пригодится в будущем. Некоторые преподаватели с вашего курса общаются с преподавателями старших курсов и, конечно же, делятся с ними своими впечатлениями о студентах. Хорошая репутация (правда, как и плохая) часто идет впереди студента!
  • Будьте осторожны при пользовании чужими лекциями, так как каждый выражает мысли по-разному и не все успевает записать.
  • На крайний случай найдите в вашей группе того, чьи записи вы понимаете хорошо, а способ выражения мыслей достаточно близок к вашему. Для этого возьмите несколько лекций написанных вами и сравните их с лекциями ваших товарищей.
  • Помните, что пользуясь чужими записями вы лишаете себя значительной части информации, которая могла бы поступить через ваши глаза и уши. Вы лишены эмоциональной составляющей информации, которая очень важна для легкого и длительного запоминания.
  • «Легче запомнить, если быть на лекции и ничего не писать, чем читать написанное и не быть на лекции».
  • Возможно, с опытом вы научитесь определять (после первого месяца нового семестра), какие лекции необходимо посещать обязательно, а какие не всегда: * Есть предметы, которые интересны сами по себе или их хорошо читают. * Есть предметы, которые сам поймешь с большим трудом. * Есть лекторы, которые имеют хорошую визуальную память. * Есть лекторы, которые каждый раз всех отмечают и заранее не любят тех, кто не посещает их лекции.
  • Так или иначе прогулы могут сказаться на ваших знаниях, отметках, стипендии, вашем существовании в институте.
  • Я с полной ответственность утверждаю, что в моей практике себя полностью оправдала известная студенческая поговорка: «Первую половину обучения в институте вы работаете на зачетку, а вторую половину – зачетка работает на вас!»

Многое еще осталось за кадром, многое, наверное, изменилось в жизни современного студента с тех пор, как закончился мой выпускной бал в институте, но главное осталось неизменным: после окончания школы ваше будущее принадлежит только вам, и вам за него отвечать!»

Вот и все, что, на мой взгляд, еще сохранило практическую актуальность. Я уверен, существует много действительно полезного студенческого опыта, которым можно было бы системно поделиться с первокурсниками. Лично мне будет интересно узнать ваши фишки и лайфхаки, позволившие вам более легко и эффективно превратиться из бывшего школьника в полноценного студента.

(с) Александр Герасимов (#Alexger), 2017 г.

Ана

Добавить комментарий